Квадрант карьеры эксперта – Ямаркетинг
Личный бренд и подкастинг: личный и клиентский опыт
21.11.2020
Психолог и хайп
11.01.2021
0

Квадрант карьеры эксперта

В этой статье рассмотрим, как могла бы складываться ваша карьера, если бы вы только начинали свою деятельность в роли эксперта, консультанта, практика или спикера.

Эксперта мы привыкли рассматривать в двух плоскостях: личный бренд (есть или нет) и знание (есть или нет). Под личным брендом мы понимаем известность, охват, влияние, цитируемость. Под знанием – уникальную информацию, навыки, знание, видение или опыт, который будет интересен аудитории.

Пересечение этих двух осей образует четыре квадранта, о которых и пойдет речь. Обратимся к первому квадранту, когда у вас нет ни знания, ни личного бренда. Этот квадрант я нарек “Ученик”. И лучшая стратегия здесь – пойти учиться. Но не на короткие курсы или в университет, хотя это тоже вариант. А в подмастерье к тому, кто уже достиг результатов, которых хотите достичь вы.

Сложнее всего на этом этапе проявить выдержку и скромность. Во-первых, потому что возвращаться в этот квадрант придется всю жизнь. Во-вторых, потому что у всех должен быть ментор. Спросите любого топового эксперта: каждый расскажет, что есть тот, на кого он равняется. В-третьих, позиция ученика и обратная связь от учителей даёт возможность не витать в облаках, а сохранять связь с реальностью.


Следующий квадрант на очереди – “Скамер”. Как попадают туда? Это про погоню за быстрыми деньгами и отсутствие должного содержания, которые бы подкрепило бренд. Скамер – это тот, кто гонится за быстрой наживой и умеет её получать. Это профессионал манипуляций, который знает, как управлять вниманием. Он овладел искусством ловли Хайпа.

Не скажу, что это очень плохо. Потому что продвижение – важный аспект карьеры эксперта. Но в этом квадранте взаимодействие с аудиторией происходит всего раз. Второй они уже не придут, потому что вряд ли оценят качество материала и полученные результаты. Поэтому “Скамер” вынужден курсировать в погоне за хайпом от одной темы в другую.

Почему за хайпом? Потому что в теме, к которой приковано внимание, есть мультипликаторы. Критический порог клиента понижен, у него горят глаза. Такому проще продавать.

Скамер вполне может начитерить себе на “Бентли”. Деньги не пахнут. Но оставит ли он наследие? Будут ли его уважать в сообществе? Это риторический вопрос.

Соответственно у Скамера есть два пути. Преследовать хайп в надежде уйти на пенсию до момента, пока в него не начнут кидать помидорами. Или смиренно вернуться в квадрант “Ученик” и копать в глубь.


Третий по счету квадрант “Жертва критика”. Я так назвал этот квадрант, потому что чаще всего в нем ЗАСТРЕВАЮТ те, кто обладает уникальным знанием, но недостаточной верой в себя, чтобы им делиться.

Я часто говорю таким эксперта: “Слушайте, у вас есть продукт, который вполне сойдет на книгу. Почему вы не стартуете?” И часто слышу в ответ: “Мне не нравится, все ещё не готово, надо подучиться, это никому не нужно, я ещё подожду.”

Мы все подвержены сомнениям и страхам. Но это не нормально, когда невера в себя не даёт ступить и шагу. Особенно сегодня, когда есть так много средств выражения: не хочешь выступать публично – записывай видео; боишься камеры – делай аудио подкасты; стесняешься голоса – строчи тексты в блог. Вариантов сотни, но внутренний критик все равно сильнее.

Что хуже “Скамер” или “Жертва критика”? Это одинаково негативные сценарии. В первом случае – вы если и заработаете денег, то явно потеряете репутацию. Во втором случае, вам останется довольствоваться только чувством собственного достоинства, которое будет разлетаться в щепки об очередного прощелыгу на Бентли, который типа знает больше вас в теме.

Стратегия? Найти продюсера.


Мы все стремимся в этот квадрант – “Лидер мнения”. Тут и уникальное знание, и бренд, которые приводит клиентов на автомате. Но есть и риски. Забыть про функцию “Исследование и разработки” и не улучшать свой продукт / знание / навыки.

Как это ни парадоксально, но “Лидерам мнения” чаще других надо возвращаться в квадрант “Ученика”, чтобы не терять связь с реальностью. Потому что большую часть времени они окружены должным вниманием со стороны клиентов и аудитории. В такой ситуации очень легко потерять счет времени и через 10 лет обнаружить, что ты безвозвратно устарел.

Если вы к счастью оказались здесь, чего я вам безмерно желаю, то срочно запускайте новый цикл “Ученика”. И тогда никто не сможет вас сместить с Олимпа.

Желаю добра и побед!


В видео все то же самое. Также можно подписаться на подкаст, чтобы слушать.

 

Добавить комментарий