Драматургия интернет сериалов
Классический vs режиссерский подход к созданию видео в социальных сетях
19.10.2018
1 93

Драматургия интернет-сериала

Как создать сериал в Instagram и других социальных сетях

Так уж вышло, что появление Инстаграма совпало с возродившейся модой на сериалы. Не удивительно, что сначала независимые авторы, а затем и крупные компании, попытались создать жанр, сочетающие две эти популярные тенденции: Инстаграм-сериал. Однако не один из подобных проектов не выжил. В чем же дело? Или данный жанр вообще не жизнеспособен?

Нам представляется, что дело тут в следующем. Каждое медиа позволяет эффективно рассказывать свой типы историй, свои определенным языком, имеет свои ограничения и свои уникальные возможности. Только произведение, наиболее полно использующее возможности канала, по которому оно транслируется, имеет шанс выиграть битву за внимание пользователя у других медиа. То есть стать успешным.

Особенности канала влияют на все аспекты производства: от выбора идеи, до размещения.  Мы же рассмотрим лишь вопрос, какого типа драматургии требует такой жанр, как Инстаграм-сериал.  Тут можно выделить на три основные группы факторов.

 

ПЕРВОЕ. 

Какими свойствами должно обладать видео в Интернете, чтобы быть воспринято и оценено достаточным количеством зрителей? Точнее в социальной сети Инстаграм? 

Главной особенностью данного канала является то, что вы имеете возможность высказаться сразу для огромного количества людей. Другое дело, что вас мало кто услышит. Однако не менее важно, чтобы вас поняли. Этим то мы управлять можем. Идея, конфликт – должны быть понятны любому человеку. Не просты – понятны. Язык – так же. Мы понимаем, что это недостижимо, но к этому можно стремится.

Другое дело – форма.  Вот тут-то, новое медиа позволяет удивить зрителя иным взглядом, подходом. Проблем с восприятием не будет. Напротив – в Интернете, как нигде есть запрос на новую форму.

Это утверждение верно и для жанра, и для героев, и для сеттинга. Тристан и Изольда в мифе, Орфей и Эвридика в литературе, Ромео и Джульетта в театре, “Вам и не снилось” – в кино. Дальше?

 

ВТОРОЕ.

Когда мы говорим о сериале, мы должны представлять, как он будет “поглощаться” зрителем.  Тут важное отличие состоит в том, что зритель хочет смотреть ваш проект и как отдельные элементы, так и как единое художественное полотно. Т.е. ваша история должна быть этаким конструктором, из которого при желании можно собрать более крупное произведение. Заданной конфигурации или выбранной пользователем — это уже другой вопрос.

Но это не снимает проблемы пилота. Все хотят, чтобы первая серия была “убойной”. Но, в ней нужно дать зрителю слишком много начальной информации. А это редко получается сделать увлекательно. Увы, пока проблема не решена.

И еще один важный момент – в сериалах с самого их рождения активно использовалась обратная связь со зрителем. Думаем, что Интернет-сериале она должна быть еще эффективней. Но ее возможность нужно предусмотреть.  Как и вариативность вашей истории и языка.

Изначально героем был Барт, а не Гомер.

 

ТРЕТЬЕ. 

Понятно, что хорошо бы, чтобы первый кадр цеплял в ленте. Понятно, что отлично было, если бы видео “брало” даже без звука, ведь он изначально отключен. Очевидно, что было бы неплохо, если “зацикливание по умолчанию” добавляла истории еще одно измерение. Но, важнее на наш взгляд, другое.

Открыв практически любой учебник по драматургии, почти наверняка вы в первой главе прочтете о необходимой трёхчастной структуре истории. Так ли это и для отдельного сюжета Инстаграм-сериала? Так, да не так.

Вам всем хорошо знаком речевой жанр, похожий на короткое видео. Это анекдот. Так вот, фольклористы описывают анекдот так “это монологический текст с двухчастной структурой: более длинный зачин, затем короткий и неожиданный конец, заставляющий слушателя переинтерпретировать начало анекдота” И плевать, они хотели на какого-то Аристотеля.

Может быть стоит взглянуть на построение сюжетов Инстаграм-сериала с этой стороны? Тем более, что анекдоту не обязательно быть смешным, чтобы оставаться увлекательным.

У анекдота есть еще одна мифологема, сближающая его с видео в Инстаграме. Метатекст. В случае анекдота, это преамбула вроде “А вот еще есть анекдот…”. В случае видео — это заглавие, элементы описания. Они вполне могут использоваться, как эффективные драматические элементы. Пример: заглавие видео – некий вопрос, на который и отвечает ролик. По этой же причине, мы, кстати, настоятельно рекомендуем отказаться от любых внутренних титров, кроме хэштэга и вынести всю необходимую информацию в метатекст.

Кроме вышеизложенных основных моментов, существуют также некоторое количество несистематизированных факторов, влияющих на драматургии сериала в Инстаграм. Например, для выбора многих параметров, в том числе основополагающих, вы можете воспользоваться открытыми статистическими данными. Вы знаете, что черно-белая цветовая схема весьма популярна? Может ваш сериал будет апеллировать к эстетике и сюжетам старого кино? Или как повлияет на выбор основной идеи вашего проекта, тот простой фактом, что секс и юмор в Сети продаются лучше всего?

Или требование к наличию внутри Интернет проектов мемов. Фраза, жест, звук, которые разойдется в народе. Всем их хочется иметь. Никто не знает, как их делать. Но пробовать то надо.

Или уникальная возможность создавать и выкладывать любой дополнительный контент: версусы, не вошедшее, авторские комментарии и прочее.

И т.д. и т.п.  А если еще учесть влияние данных факторов друг на друга, значение текущего контекста в котором создается ваше произведение, наконец, требований потенциальных заказчиков, принятых сегодня в Интернет медиа, картина будет выглядеть совсем запутанной. И это неплохо, потому что, как говорят в Голливуде «Никто не знает как».  Говорят, про вполне сложившийся жанр кино. Применительно же к такому новому медиа как Инстаграм-сериал, это значит, что нет даже частных правил. Но вы первыми можете их выработать. И стать легендой. Ура!

 

P.S.

Как видите, наш разговор больше получился, про то, как сделать, если уж не произведение искусства, то вполне себе популярный проект. Это хорошо, когда вы занимаетесь авторским производством, или пытаетесь продать идею. А что делать, если ваш проект носит рекламный характер и заказчика не интересует весь мир, а только его ЦА? Ну что же, следуя все вышеперечисленным принципам, вы несколько не противоречите мнению того, кто платит. Ведь за дизайн банки супа “Campbell” и заплатили, и он, красив и очевиден сам по себе. Почему нет? Заказчики приходят и уходят, и искусство – вечно.

 

Дмитрий Лесников – один из авторов курса “Режиссерский подход к созданию сериала в Instagram

 

 

Добавить комментарий