Абсолютная эластичность внимания и современные медиа – Ямаркетинг
Личный бренд в индустрии красоты
26.01.2020
Маркетинг психологических услуг
22.02.2020
0

Абсолютная эластичность внимания и современные медиа

Что было в Советском Союзе и что стало сейчас

Я помню экзамен по макроэкономике, к которому мы честно готовились и дрожали при сдаче. Преподаватель был грозный и максимально объективный. Сдавали на компьютере: подсмотреть было не реально, наговорить на + балл тоже. Именно на том курсе я впервые познакомился с таким понятием, как эластичность.

В этой статье хочу скрестить свои -знания о макроэкономике и современные медиа.

Но прежде, чем переходить к медиа, разберем понятие «эластичность» на примере спроса и предложения. Если вы платите за газ в России, то вы платите Газпрому. Потому что он единственный поставщик газа в нашей стране. Даже если вы сильно захотите выбрать кого-то другого, то у вас не получится. Труба у вас одна.

Это значит, что теоретически Газпром может поставить любую цену на газ, и вы или будете платить или вовсе перестанете им пользоваться. Это пример абсолютной неэластичности спроса, продиктованный монополией Газпрома. На таком рынке всей властью обладает поставщик, потому что у потребителя нет возможности обратиться к другому контрагенту.

Обратимся к другому продукту – хлебу.

Производителей хлеба огромное множество. И если вы привыкли тратить на этот продукт 50 рублей, то увеличение цены до 100 рублей, вызовет искренние негодования и проклятия в сторону капитализма. А потом вы просто возьмете такую же буханку с соседней полки, но за 52 рубля.

Если на рынке много производителей какого-то товара или услуги, а потребитель осведомлен о характеристиках этого продукта и понимает, в чем заключается его ценность и от чего зависит цена, то даже незначительное увеличение стоимости повлечет за собой смену предпочтений.

Это пример абсолютной эластичности спроса. Таким рынком управляют потребители, потому что они диктуют производителям, какую цену надо ставить на тот или иной товар.

Конечно, за время развития свободного рынка бренды нашли достаточно лазеек и в голове потребителя и в законах макроэкономики, чтобы нивелировать нашу с вами власть. Но все-таки мы держим оборону и пока не даем над собой совсем уж откровенно издеваться. Тут должна быть картинка с километровой очередью за кроссовками Yeezy от Kanye West’а и покерфейс.

Вернемся к медиа. Ситуацию с условным Газпромом на рынке медиа можно было наблюдать в Советском Союзе. Было три канала, потом чуть больше. Но даже на них вы видели одно и то же: однообразие смыслов и единую идеологию. Переключай – не переключай, все равно получишь про пролетариев и пятилетку. Журналы, газеты, радио – все туда.

До появления интернета у зрителя не было возможности выбирать. Что стало с НТВ, который пытался предоставить альтернативу, мы знаем. Даже если говорить о современных медиа каналах, вы не найдете политического разнообразия. Всем положено хвалить руководство и хаять Навального. Так что фактически в Советском Союзе мы наблюдали ситуацию абсолютной неэластичности внимания зрителя, которая определялась тотальной властью цензуры. Или смотри то, что мы тебе показываем, или не смотри вовсе.

Но сегодня мы попали в диаметрально противоположную ситуацию. Причем, современные медиа – это идеальная иллюстрация абсолютной власти потребителя.

Иногда даже возникающей неосознанно: мы свайпим не потому что нам не нравится, а просто потому что привыкли. Но если уж кому-то не понравился контент, то будьте уверены, что он ещё и дизлайк поставит и бан не забудет влепить. Благо, на соседней полке терабайты бесплатного видео, фото и буковок.  

Но здесь есть и парадокс, который как бальзам на душу, если вы находитесь со стороны производителей контента. Заключается он в том, что человеку не нужен большой выбор. Он его смущает, дезориентирует и даже отбивает желание потреблять.

Так что люди, несмотря на постсоциалистическое разнообразие, мечтают отдать свое ограниченное внимание в неограниченное пользование одного-двух счастливчиков. Но вот незадача: эти самые счастливчики (в нашем случае эксперты) постоянно нарушают доверие зрителей / слушателей / читателей, неся откровенную околесицу. И потребители вынуждены воспользоваться своим «правом свайпа» и отправиться на поиски более достойных кандидатур.

Короче, сколько бы вас ни пугали информационным шумом, перегруженностью внимания и другими злокачественными явлениями современных медиа, единственная причина, почему  вас не читают, – это чушь, которую вы несете.

Всем желаю глубины, добра и побед!

Добавить комментарий